Тема: «В ГОСТЯХ У МАЖОРА И МИНОРА».
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Музыка» в старшей группе
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- Закрепить в памяти детей понятия мажорного и минорного звучания.
- Продолжать учить определять звучание мажора и минора на слух.
- Упражнять в умение менять движения в соответствии с музыкальными фразами и отмечать их окончание, двигаться парами по кругу, соблюдая интервалы.
- Способствовать у детей развитию чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности.
- Побуждать детей самостоятельно различать и определять словесно разные настроения музыки: ласковое, веселое, грустное; передавать с помощью мимики и жестов различный характер пьес.
- Совершенствовать хоровые навыки и выразительность пения: различать звуки по высоте, упражнять в чистом интонировании терции вверх и вниз, самостоятельно на слух определять долгие и короткие звуки, точно передавать голосом (хлопками) чередование коротких и долгих звуков и выкладывать ритмический рисунок сапожками.
- Продолжать улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке.
- Закрепить умение детей ритмично играть на ложках, передавая стук копыт.
- Побуждать детей внимательно слушать вопросы взрослого и по очереди высказываться, не перебивая своих сверстников.
- Воспитывать интерес к музыке, желание ходить на музыкальные занятия.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР:
- «Вальс»
- «Новая кукла» П.И.Чайковский
- «Болезнь куклы» П.И.Чайковский
- «Смелый наездник» Р.Шуман
- «Два кота» польская народная песня
- «От топота копыт» скороговорка
- «Бай качи, качи» р. н. м.
- «Пришла весна» Т.Прописной
- «Светит месяц» р. н. м.
- «Солнышко» Л.Гусева.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: Словесный метод – вопросы к детям, поощрения, пояснения, художественное слово.
ИГРОВОЙ МЕТОД: В гостях у кукол бибабо Мажора и Минора.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЯ: Ширма, фланеллеграф, портреты композиторов, сюрпризный мешочек, деревянные ложки, металлофон, куклы бибабо, ободок Солнце; дидактический материал – сапожки.
ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Знакомство с композиторами: Р.Шуманом, Д.Кабалевским, П.И.Чайковским; прослушивание произведений мажорного и минорного звучания; разучивание распевок, песен, танцев и игр; знакомство со способами игры на ложках.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Активизировать в речи детей понятие «лад» в музыке (мажор и минор); жанры в музыке (песня – танец – марш); динамические оттенки (форте и пиано); понятия: композитор, исполнитель, слушатель.
ХОД ЗАНЯТИЯ: Дети входят в зал под музыку и встают в круг.
- здоровается сначала с девочками (мелодия поется вверх)
Затем с мальчиками (мелодия поется вниз)
Пропевает: «Как дела, ребята?»
Дети: «Хорошо!» (мелодия скачкообразная на двух звуках)
- «Будем заниматься?» (мелодия на месте, на одном звуке)
Дети: «Да, да, да!»
- Ребята, нас пригласили к себе в гости два брата Мажор и Минор.
Давайте познакомимся с ними.
(на ширме появляется кукла – Минор)
МИНОР: Здравствуйте, ребята, вы уже пришли?
Меня зовут синьор Минор
Я вот что вам скажу
Со смехом мне не по пути,
Я грустью дорожу.
Люблю, вздыхая, слезы лить
И предлагаю вам:
Давайте вместе погрустим
О чем – не знаю сам.
- Я знаю! Давай мы тебя научим танцевать.
МИНОР: Я бы с удовольствием, но не могу.
Отлежал себе руки и ноги.
Потанцуйте сами, а я посмотрю.
- А танцевать мы с вами будем вальс- это такой танец, который
танцуют кружась.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: «ВАЛЬС» (фонограмма)
(дети садятся на стулья в три ряда)
МИНОР: Очень, очень минорно
Мне так понравилось
А вот моему брату Мажору
Такая музыка не понравится,
Мы с ним очень разные.
(на ширме появляется Мажор)
МАЖОР: Друзья, представиться спешу –
Знакомству очень рад.
Меня зовут синьор Мажор,
Я лучший друг ребят.
С собой всегда я приношу
Улыбку, шутку, смех.
И если дружен ты со мной,
То ждет тебя успех!
- Синьор Мажор мы тоже рады встрече с тобой, и предлагаем тебе вместе с ребятами послушать замечательную музыку, она тебе обязательно понравится.
СЛУШАНИЕ: 1.«НОВАЯ КУКЛА» П.И.Чайковский.
- -Кто может сказать, как называется эта пьеса? (ответ детей)
-Какая по характеру эта пьеса? (веселая, радостная, полетная, резвая, звонкая, улыбающая, солнечная, счастливая)
-Да, она очень радостная, стремительная. Девочка так рада новой игрушке, она вместе с ней кружится, танцует и наверное, чувствует себя очень счастливой.
-Хотите потанцевать под эту музыку так, будто это танцует девочка со своей новой куклой? (выбрать детей танцевать, а остальные изображают мимикой настроение пьесы)
МАЖОР: Невероятно, какая счастливая мажорная пьеса.
-Кто написал ее? (ответ детей)
-А каких композиторов вы еще знаете? (ответ детей)
Ну как, брат Минор, тебе понравилась музыка?
МИНОР: Да музыка интересная, но мне все-таки по душе - минорная, нежная, ласковая. А у Чайковского есть минорная музыка?
- Конечно, вот послушай вместе с ребятами еще одно произведение Чайковского, совершенно противоположное по характеру.
2. «БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ» П.И.Чайковский.
- -Как называется это произведение? (ответ детей)
-Какое настроение передает нам композитор? (грусть, печаль, нежность, жалобность; музыка плачущая, обиженная, тоскливая).
Девочка горюет, что ее кукла заболела, вздыхает, гладит ее, хочет утешить, пожалеть.
-Давайте мимикой и жестами передадим настроение этой пьесы.
МИНОР: Какая прекрасная музыка. Но вы не грустите. Кукла скоро обязательно поправится.
МАЖОР: А у меня для вас, ребята, есть сюрприз. (достает сюрпризный мешочек). Этот сюрпризный мешочек передала вам королева Музыка. Открыв его, вы сможете увидеть спрятанное там чудо.
- (достает деревянные ложки)
ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ: «СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК»
Р.Шуман (игра на ложках)
- (достает сапожки разных цветов и размеров).
-Что обозначают маленькие синие сапожки? (короткие звуки)
-А большие красные? (длинные звуки)
-Давайте вспомним знакомую нам распевку: «Два кота» и попробуем прошагать сапожками ритмический рисунок этой распевки.
РАСПЕВКА: «ДВА КОТА» (польская н. п.)
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ВЕСЕЛЫЕ САПОЖКИ»
- достает из шкатулки металлофон и предлагает отгадать сыгранную музыкальную загадку - скороговорку: «От топота копыт»
СКОРОГОВОРКА: «ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ»
- 1. Пропеть в медленном темпе – 3раза.
2. Пропеть в быстром темпе – 3раза.
3. Пропеть «цепочкой»
МАЖОР: Как вы здорово играете, а вы знаете мажорные песни?
- Конечно, мы их знаем очень много. Ты сейчас сам в этом убедишься.
ИГРА: «УГАДАЙ-КА!»
- предлагает мелодии песен:
1. «Добрая сказка»;
2. «Отличное настроение»;
3. «Песенка друзей»;
4. «Елочка-проказница»;
5. «Как у наших у ворот»;
6. «Бай качи, качи, качи»
- предлагает детям спеть последнюю отгаданную песню по фразам, используя динамические оттенки: форте и пиано.
ПЕСНЯ: «БАЙ КАЧИ, КАЧИ, КАЧИ» (р. н. м.)
МИНОР: Ребята, порадуйте и меня, спойте для меня минорную песню.
ПЕСНЯ: «ПРИШЛА ВЕСНА» Т.Прописной.
(1к. поют девочки, 2к. - мальчики, 3 к. - вместе)
МИНОР: Спасибо вам мои друзья.
Я счастлив был услышать такую выразительную, проникновенную,
задушевную песню.
- А ты синьор Мажор, наверное веселый непоседа, не любишь сидеть на месте под веселую музыку.
МАЖОР: Конечно! Я всегда в движении!
- Тогда тебе будет интересно подвигаться вместе с нами.
ТАНЕЦ: «СВЕТИТ МЕСЯЦ» (фонограмма р. н. м.)
Детвора не плакала.
Светит Солнышко для всех
Светит одинаково!
Будем с Солнцем мы играть
Мажора и Минора забавлять!
ИГРА: «СОЛШЫШКО» муз. Л. Гусева.
МАЖОР: Как я рад, что встретил здесь таких активных, бойких, веселых ребят.
Со мною будешь бодр и смел
И всем на удивление
Любую трудность победишь
Мажорным настроением.
МИНОР: А мне они были милы своей печалью, грустью, способностью сопереживать.
Со мною будешь тих и мил
И трудные мгновения
С улыбкой грусти обойдешь
В минорном настроении.
МАЖОР: А станет страшно вдруг в пути –
Смелей, дружок, не трусь!
Ты позови: «Синьор Мажор!»
Я тут же появлюсь.
ВМЕСТЕ: До свидания, до скорых встреч на музыкальных занятиях! (уходят)
|