«Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»
Мастер класс для воспитателей
Музыкальный руководитель
МАДОУ «Буратино», г. Когалым, 2017
Завьялова Татьяна Николаевна
Прошу внимания!
Прошу вашего дружеского участия и понимания!
Я мастер – класс сегодня покажу,
Много интересного вам расскажу.
Дети любят игры, задания, упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
Музыкально – оздоровительная работа в детском саду – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников, направленное на развитие музыкальных и творческих способностей детей, а также на сохранение и укрепление психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей, у нас в детском саду созданы все необходимые условия: имеется музыкальный и физкультурный залы, музыкальные уголки в группах оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально- оздоровительной работы, и отвечают гигиеническим требованиям.
Система музыкально – оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий, среди которых: валеологические песенки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия, логоритмика.
Давайте мы с вами подробнее остановимся на этих технологиях. Узнаем, как они влияют на здоровье ребенка.
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСЕНКИ
Отличное начало любого музыкального занятия.
Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению. Вы их можете использовать вместо привычных физминуток.
«Говорушки», «Василек», «Дуда», «Солнышко», «Веселая песенка» и т.д.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Дыхательная гимнастика помогает сохранить и укрепить здоровье ребенка. Она способствует восстановлению носового дыхания, улучшает дренажную функцию бронхов, исправляет, развывшиеся в процессе заболеваний, различные деформации грудной клетки и позвоночника.
«Кошечка», «Надуваем шарик», «Задуй свечу», «Нюхаем розу» и др.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Артикуляционная гимнастика помогает формировать артикуляцию различных звуков, совершенствовать подвижность и точность языка, губ, развивает музыкальную память, запоминание текста песен, совершенствует дикцию, развивает чувство ритма; развивает пространственную ориентировку в координатах: вправо, влево, вверх-вниз, в сторону, назад и.т.д. «Тук ток», «Ладушки», «Капуста», «Орешки» и т.д.
ЛОГОРИТМИКА
(МУЗЫКА - СЛОВО – ДВИЖЕНИЕ)
Практика показала, что регулярное включение в музыкальные занятия элементов логоритмики, способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Логоритмику можно включать во все виды занятий, вместо физминуток.
«Антошка», «Бабка ежка», «По лесным тропиинкам» и т.д.
ПСИХОГИМНАСТИКА
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Психогимнастические упражнения можно использовать в начале занятий, чтобы помочь ребятам настроиться на рабочий лад, в конце занятия использовать упражнения на релаксацию, чтобы детки успокоились. В процессе игр – драматизаций, психологические упражнения помогают лучше войти в тот или иной образ.
«У моря», «Мягкие карандаши», «Кошечка» и т.д.
РИТМОПЛАСТИКА
Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмические движения под музыку, к тому же, у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким, они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород и питательные вещества. Идет нагрузка на мышцы живота, нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон, лучше любого снотворного. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
«Буратино», «Правая и левая», «Ладушки – ладошки», «Колобок» и т.д.
Оздоровление детей и создание эмоционального комфорта является одной из важнейших задач. Организация в детском саду музыкально – оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения, обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей. Помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка.
Спасибо за внимание!
|