МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В детском садике у нас
Есть театр просто класс!
Малышам поможет жить –
Личность детскую раскрыть.
В ногу с модою шагать,
А потом «звездою» стать.
Что за мир, где так живется?
Он « Изюминкой» зовется.
Вот уже более 13 лет в нашем детском саду живет коллектив юных модниц « изюминок». И непросто живет, а с каждым годом развивается и становится все интереснее. Действующими лицами являются дети разных возрастов.
Что в « Изюминке» так привлекает детей? Конечно, участие и показ мод. Наряд преображает даже самого застенчивого и скромного малыша. Он видит себя в зеркале, ловит восхищенные взгляды окружающих, он нравится себе сам. В нем пробуждается гордость, уверенность, появляется самооценка. Художественно – эстетическое воспитание и образование молодого поколения – это мощный фактор, оказывающий благотворное влияние на юные души, это неоценимый вклад в будущее России, это богатейший источник, питающий национальную культуру свежими силами.
Наши модницы начинали свои выступления перед родителями на консультации « Карнавальный костюм из ничего». Здесь впервые были представлены костюмы « Вечер», « Золотая рыбка», « Ночь», « Дождик» и другие. Все костюмы были сделаны из самых необычных материалов (фантики, пластиковые бутылочки, магнитная лента, мешковина, бумага, пакеты и т.д.). Именно поэтому наш театр называется нетрадиционным. С этой же коллекцией мы выступили в ДК « Речник» на концерте, посвященной Дню восьмого марта. Позднее принимали участие в конкурсах « Созвездие», « Тобольские искорки». Затем возникла идея о создании театра нетрадиционной моды « Изюминка».
Сначала это был просто кружок. Занятия проходили 2 раза в неделю по 30 минут. На занятиях мы с детьми играли в различные игры: музыкальные, подвижные, хороводные, игры – превращения; разучивали построения и перестроения, ритмические композиции. Но этого оказалось недостаточно. Наблюдая за детьми, я заметила, что при выполнении творческих заданий, дети испытывают огромные трудности, либо часто отказываются импровизировать в танце, либо импровизируют на очень низком уровне. Танцевальные композиции отличаются бедностью и однообразием. Дети подражают друг другу, используя стереотипы движений: они скованы, неактивны, малоэмоциональны. Творчество по-существу отсутствует.
Я стала частично пользоваться материалами и методическими рекомендациями различных программ известных авторов А. И. Бурениной, Т. И. Суворовой, Е. В. Горшковой, Н. А. Щербаковой. Результаты стали намного лучше. У детей появилась уверенность, ловкость, пластика, эмоциональность. Но, планируя свою работу, составляя занятия, подбирая материал, уходило очень много времени. И тогда я решила составить свою, авторскую программу по ритмике.
Разработка программы длилась около двух лет. И лишь в 2007 году авторская программа « Детская ритмика» для оказания дополнительных образовательных услуг прошла презентацию на педагогическом совете в нашем детском саду. А в 2009 году получила две рецензии от зав. Кафедрой ТиМНО Е. В. Казаковой и от зам. Директора по воспитательной работе, зав. Отделением эстрадного, академического вокала и хорового пения « Детской школы искусства» Л. М. Некозыревой.
В данной программе раскрывается технология, в основе которой лежит музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности ребенка. Система программы предлагает вариативные игровые формы организации занятий.
Цель программы:
Углубить и диффиринцировать восприятие музыки, ее образы и формировать на этой основе навыки выразительного движения, т.е. научить детей слушать и понимать музыку, ее настроение и характер, чувствовать ритм и темп, выражать в своих движениях
Задачи:
- Развитие способности эмоционального восприятия художественных образов музыкальных произведений и активного слухового анализа с одновременной двигательной реакцией.
- Воспитание культуры движений в единстве с восприятием музыки, ее выразительных средств.
- Развитие художественно – творческих способностей в процессе двигательной интерпретации образов музыкальных произведений и их композиции.
Программа « Детская ритмика» является и музыкально- ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным на развитие музыкальности и эмоциональности творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
Программа состоит из следующих разделов:
- Предисловие.
- Введение.
- Пояснительная записка.
- Структура программы (этапы обучения).
Курс программы рассчитан на один год при проведении занятий 2 раза в неделю.
На 1-ом этапе проходит обучение детей разнообразным видам упражнений, движений совместно с педагогом. В процессе подражания у детей легче формируются двигательные навыки и умения.
На 2-ом этапе обучения развивается у детей самостоятельность исполнения. Время от времени педагог прекращает показ в процессе совместного исполнения и предлагает детям продолжить исполнять движения самостоятельно.
На 3-ем этапе – проходит творческое самовыражение в движении под музыку. Этот творческий процесс более длительный, чем просто разучивание.
- Содержание работы по музыкально – ритмическому воспитанию по возрастам.
- примерное планирование программного материала по возрастам.
В этом разделе программы можно найти материал упражнений, игр, танцев, плясок, творческих заданий, композиций.
7. Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей.
В этом разделе даны рекомендации и советы о том, как сформировать у ребенка активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить ее содержание в движениях.
8. Общие методические рекомендации по ведению занятий.
Изучив этот раздел, вы узнаете с чего нужно начинать занятие, с каких упражнений, какие использовать методические приемы и т.д.
9. Учебно – тематический план.
10. План занятий.
11. Диагностика музыкально – ритмических способностей детей.
Диагностика носит комплексный характер и направлена на выявление уровней развития у детей музыкальности, творчества, движения, музыкальной культуры. Диагностирование проводится по трехбалльной системе, по следующим разделам:
- развитие музыкальности детей.
- развитие двигательных умений и навыков.
- ориентировка в пространстве и владение своим телом.
- развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
12. Приложение.
13. Фотографии.
14. Список литературы.
Программу « Детская ритмика» использую в работе с детьми в театре нетрадиционной моды « Изюминка», и также частично использую на музыкальных занятиях по разделу музыкально – ритмические движения. Свою работу начинаю с обследования детей, т.е. с диагностирования. В процессе наблюдения за детьми, оцениваю, как они себя проявляют, сравниваю между собой, условно ориентируясь на показатели, выявленные для данного возраста.
Результаты диагностирования за 2007, 2008,2009 уч.г.
2007 – 2008 уч.г.
всего обследовано 25 детей
начало года: конец года:
высокий уровень – 3х12% высокий уровень – 8х32%
средний уровень – 10х40% средний уровень – 12х48%
низкий уровень – 12х48% низкий уровень – 5х20%
2008 – 2009 уч.г.
всего обследовано 20 детей
начало года: конец года:
высокий уровень – 2х10% высокий уровень – 10х50%
средний уровень – 10х50% средний уровень – 9х45%
низкий уровень – 8х40% низкий уровень – 1х4%
2009 – 2010 уч.г.
всего обследовано 17 детей
начало года:
высокий уровень – 10х58,8%
средний уровень – 4х23,5%
низкий уровень – 3х17,7%
В результате диагностического обследования детей выявилась положительная динамика в развитии. Дети обладают хорошей пластикой, выразительностью, эмоциональностью; слышат музыку и передают ее настроение и характер в своих движениях; хорошо развито чувство Рита, ладовый и динамический слух. Более 10 детей занимаются в театре не первый год (по 2-3 года).
Занятие необходимо строить так, чтобы были задействованы оба полушария мозга. Ведь именно правое полушарие отвечает за абстрактное мышление, восприятие искусства. Занимаясь с детьми особое внимание, уделяю пластике и фантазии: ведь если внимательно посмотреть вокруг, то можно заметить, что весь живой мир, вся природа находится в движении, причем движении удивительно пластичном. Мы часто с детьми наблюдаем за растениями, животными, птицами, рыбами, запоминаем их движения, затем повторяем их под музыку. От простых упражнений переходим к более сложным, развивая фантазию и воображение. На одном из занятий, предложила детям изобразить « красивую розу». Вначале еще нет цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждет, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх к солнышку. Он тянется все выше и выше – и вот уже перед ними огромный розовый бутон. Бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир. Это непросто цветок, а прекрасная роза. Дети под музыку изображают этот красивый цветок, изображая в своих движениях характер розы, как она ведет себя днем, как закрывает лепестки на ночь, как с ней играет теплый ветерок и т.д. Изображать природу, животных детям очень нравится. Я вижу, как таинственно бегают у них глазки, с каким упорством, терпением и искренностью они воплощают в движении мои слова.
Левое же полушарие мозга отвечает за языковые способности, логическое мышление, математику, анализ. Все двигательные задания и музыкальные упражнения занятий развивают ориентировку в пространстве, умение анализировать и реагировать на сигнал преподавателя.
Продолжительность занятия составляет 30 – 35 минут, 2 раза в неделю. Занятие состоит из 4 частей:
- Вводная часть – дети входят в зал и занимают места. Занятие можно начинать, стоя в кругу или в шахматном порядке, в колонне или врассыпную (на усмотрение руководителя). Обязательно нужно начинать заниматься с детьми с приветствия и поклона – это организует детей. Затем можно провести беседу, наблюдение за чем – либо, предложить детям путешествие и т.д.
- Подготовительная часть – дети выполняют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки.
- Основная часть – здесь включены танцевальные движения, творческие задания, композиции, хороводы, построение и перестроение, игры. Здесь же дети могут создавать самостоятельно музыкальные образы.
- Заключительная часть – нагрузка постепенно снижается. В конце занятия обязательно дети выполняют упражнения на расслабление мышц, восстановление дыхания. Можно использовать массаж в игровой форме, обязательно поклон и уход из зала.
Музыку на занятиях использую разнохарактерную. Это могут быть детские песенки, песни из мультфильмов, эстрадная, классическая. Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп – умеренный. Свои занятия стараюсь проводить с применением различных структур: тематические, сюжетные, игровые, импровизации.
Целью моей деятельности является научить детей владеть не только разнообразными двигательными умениями и навыками, но так же и опытом творческого осмысления музыки ее эмоционально – телесного выражения. Занимаясь с детьми, ставлю перед собой следующие задачи:
- Совершенствование естественных движений: ходьба, бег, прыжки; обучение танцевальным движениям.
- Укреплять здоровье детей.
- Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков, овладение выразительным языком пантомимических и танцевальных движений.
- Формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз.
- Избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов.
- Учить радоваться успехом других и вносить вклад в общий успех.
Успех в работе решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию. Нужно обращать внимание на выражение лиц малышей: по ним сразу же видно, что дают детям музыка и ритмика. Конечно, не все дети в течение всего занятия одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных и безучастных. Главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой, танцем, игрой.
Сейчас в нашей костюмерной насчитывается более 80 костюмов. С детьми разучено более 10 музыкально – ритмических композиций:
« Калейдоскоп»
« Фантики»
« Белый город» - посвящается г. Тобольску
« Богатый край – сея Сибирь» - к 60-летию Тюменской области
« Поклонимся великим тем годам» - к 60-летию ВОВ
« Морячка» - посвящается Дню речника
« Сказки гуляют по свету»
« Цветик – семицветик» и другие.
В творческом процессе по созданию костюмов участвуют все воспитатели детского сада. Обсуждение моделей, придумывание эскизов, технология изготовления сближают воспитателей, будят в них азарт, творчество, фантазию, воображение.
Наш коллектив модниц –« изюминок» неоднократно принимал участие в городских и межрегиональных фестивалях такие как: « Ершовская весна»,
« Созвездие», « Тобольские искорки», « Золотые купола». А так же наша « дошкольная мода» демонстрируется на площадках и мероприятиях города. Это стало хорошей и доброй традицией, возможностью талантливым детям проявить себя, открыть новые перспективы роста коллектива. Мы являемся лауреатами и дипломантами различных степеней. О нашем театре рассказывает пресса: « Сибирская панорама», « Содействие», « Тобольская правда», Московский журнал « Обруч» №6, 2003г, региональное телевидение « Регион – Тюмень» -2007.
Театр нетрадиционной моды « Изюминка» - это настоящее и будущее нашего детского сада. Он живет полнокровной жизнью, становится год от года сильней и красочней.
|