Суббота, 18.05.2024, 22:53
Сайт музыкального руководителя "Веселые нотки"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои публикации [7]
Занятия [11]
Развивающие игры [6]
Хореография [13]
Документы [9]
Консультации [5]
Памятки [7]
Анкеты [6]
Новый год [20]
Осень [18]
Выпуск в школу [3]
Праздник мам [19]
Досуги и развлечения [15]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои публикации

Из опыта работы

Татьяна Николаевна Завьялова

музыкальный руководитель

МАДОУ «Буратино»

г. Когалым

Организация образовательной работы с музыкально одарёнными детьми в детском саду.

Аннотация.

Статья посвящена проблеме работы с одаренными детьми. Автор отмечает всю важность и необходимость обнаружения у ребенка уникальных способностей, а также говорит об особенностях и направлениях работы с одаренными детьми.

Ключевые слова:

Музыкально - одаренные дети, творческие возможности, организованная образовательная деятельность, взаимодействие с семьей, с педагогами.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует формированию личности воспитанника в целом. Если малыш умеет сравнивать, анализировать, наблюдать, рассуждать, обобщать информацию, то, как правило, у него наблюдается высокий интеллектуальный уровень. Такой воспитанник может быть одаренным в разных сферах, в том числе и музыкальной сфере. Воспитание и развитие одарённых и талантливых дошкольников является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, я обозначила для себя проблему поиска оптимальных путей развития способных воспитанников, поиска педагогических приёмов и методов взаимодействия с одаренными детьми в детском саду.

Процедуры выявления музыкально одарённых детей в детском саду

Зная своих воспитанников, я без особого труда и специальных процедур могу различить категорию малышей по особенным качествам: кому-то из них больше нравится петь, кому-то солировать в танце, а кому-то играть в театре, исполняя различные роли. Как правило, у одаренных детей это получается лучше всех остальных. Но работа с музыкально одарёнными детьми - индивидуальная. Поэтому здесь не обойтись без особых организованных процедур педагогической диагностики.

Вначале я наблюдаю за дошкольниками, за их поведением, выявляю степень эмоциональной отзывчивости на танцевальные композиции, смотрю, как ведут себя воспитанники в незнакомой, новой для них обстановке, затем как они обращаются с новоявленными музыкальными инструментами, как относятся к музыке «живой» и в аудиозаписи. После выявляю степень развития динамического слуха, определяю уровень музыкального мышления. На заключительной стадии диагностирую музыкальную память.

Работа с музыкально одарёнными детьми отличается тем, что такие малыши проще перенимают материал, легко справляются с заданиями. Поэтому, занимаясь с группой воспитанников, я стараюсь выбрать правильную технику работы с ними: чтобы с одной стороны одаренные малыши могли реализовать свои способности, не подавить их стремление к творчеству, а с другой стороны дать возможность остальным детям также выразиться.

В групповой образовательной деятельности талантливые малыши реализуются в различных моделях совместной деятельности. В танцевальной миниатюре они в ведущей роли - показывают другим малышам движения; в пении - солируют запев песни; в игре-драматизации - играют главное действующее лицо и т. д. Также их творческие возможности и развитые навыки очень нужны при подготовке номеров с участием солистов либо сольных номеров. И хотя на групповом игровом сеансе я уделяю отдельное внимание работе с музыкально одаренными детьми, нередко они чувствуют определённого рода «голод», который выражается в необходимости творить что-то ещё, за рамками образовательной программы.

Хореографическая студия «Танцевальная мазайка» для музыкально одарённых детей в детском саду.

С музыкально – одаренными детьми я занимаюсь дополнительно в хореографической студии «Танцевальная мазайка», которая находится в детском саду. Дети с удовольствием ее посещают. Для работы использую Авторскую программу дополнительного образования «Танцевальная мазайка», на основе программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной. Целью данного курса является развитие у воспитанников интереса и любви к музыке, художественного восприятия, исполнение потребности в творческом самовыражении; формирование навыков выразительного движения, на основе дифференцированного восприятия музыки, ее образов. Общие задачи программы преемственны задачам, которые предусмотрены «Программой воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, реализуемой в нашем учреждении.

Формы работы с музыкально одаренными детьми

Музыкальная организованная образовательная деятельность – это ключевая форма работы с музыкально одаренными детьми. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью по 30 минут. По методике проведения она близка к традиционной, применяются сюжетные, типовые и театрализованные виды деятельности, которые объединяются в блоки (подчинённые конкретной теме): «Музыкальные жанры»; «музыкальные зарисовки»; «О чём рассказывает музыка?»; «Как рассказывает музыка?»; «Что узнал - всем расскажи, что умеешь - покажи». Все игровые сеансы объединяются игровым сюжетом, который предполагает ознакомление с музыкой через путешествия, музыкальные киоски, гостиные. Отдельные занятия предполагают выполнение домашней работы, что способствует сотрудничеству воспитанника со своей семьей.

Методы и приёмы взаимодействия с одарёнными детьми в детском саду.

Проводя игровые сеансы, строю педагогический процесс на вариативной основе, применяю приемы и методики конструктивного сотрудничества с малышами, стараюсь создать атмосферу доверия, искренности, эмоциональной заинтересованности. Музыкальный материал, предлагаемый мной талантливым детям, не обязательно трудней, но разнообразней и вариативней, и подбираю я его с учётом потенциала и предпочтений дошкольников. Содержание работы хореографической студии не сводится к репетициям и простому разучиванию. В работе с музыкально одарёнными детьми, всегда есть место для творчества, импровизации. Критериями оценки музыкальных способностей в моей работе с талантливыми воспитанниками служат показатели диагностики, подготовленные О.П. Радыновой. Диагностику провожу два раза в год. Диагностические исследования музыкально одарённых детей в детском саду показывают, что воспитанники стали более свободней, непринуждённее в суждениях о музыке. Они радуются каждой встрече с музыкой, придумывают разные интересные истории. В музыкально-ритмических импровизациях стремятся передать характер и движение мелодии, придумать какие-то новые движения. Дети учатся сочинять песенки и мелодии у них это неплохо получается. Наблюдая за талантливыми малышами, воспитатели и родители заметили, что раньше они пели и танцевали в основном для себя, а сейчас с наслаждением выступают на концертах, участвуют в детских фестивалях, конкурсных программах. У малышей уже накопился исполнительский опыт.

Предметно-развивающая среда для музыкально одаренных детей в детском саду.

Для работы с талантливыми детьми в музыкальном зале имеются все необходимые музыкальные инструменты: металлофоны, дудочки, ксилофоны; наборы шумовых инструментов: маракасы, бубны, ложки, трещотки, рубели, колокольчики, молоточки, коробочки, кастаньеты и др. Для яркости и сложности исполнения номеров использую реквизиты, предметы для танцев: ткань, ленты, веера и т.д.; качественно изготовленные и правильно подобранные костюмы, декорации. Всегда имеются в наличии портреты выдающихся композиторов, яркие тематические иллюстрации, набор картинок с изображением инструментов русского и симфонического народного оркестров, наглядные модели, в т. ч. и в компьютерном варианте, презентации и видеофильмы для мультимедийного экрана. Для проведения музыкальных гостиных с музыкально одаренными детьми в детском саду я подобрала и систематизировала материалы по временам года: «Осенняя пора в музыке и картинах», «Волшебные звуки зимы», «О чём поёт весенняя капель?», «Какая музыка у лета?». Собрана шикарная аудиотека, включающая в себя диски с музыкальным аккомпанементом, произведениями, предусмотренными программой, а также с записями разноплановой музыки.

Связь со специалистами детского сада.

Моя работа с музыкально одарёнными детьми предполагает связь с другими специалистами дошкольного учреждения: работа с педагогами по формированию у них педагогической компетенции по вопросам музыкальной одарённости воспитанников проводится мной на регулярной основе через всевозможные формы: как традиционные, так и нетрадиционные (музыкальные гостиные, презентации, мастер-классы). Воспитатель по изобразительной деятельности обращает внимание на восприятие воспитанником изобразительного искусства, проводит интегрированные встречи с музыкальным сопровождением, учит малышей «рисовать музыку». Инструктор по физической культуре также вносит свою лепту. Он проводит утреннюю гимнастику под музыку, включает мелодии во время спортивных мероприятий на улице (в тёплую погоду) и в спортзале, использует музыкально-ритмические движения в образовательной деятельности. Психолог наблюдает за изменениями в эмоциональных проявлениях музыкально одаренных детей в детском саду в процессе непосредственной организованной образовательной деятельности, развлечений и других видов деятельности, проводит необходимые игровые сеансы по коррекции и развитию эмоционального мира дошкольников, а также использует мелодичное сопровождение для проведения релаксации. Логопед ведёт наблюдение и организует коррекционные игровые сеансы для малышей, нуждающихся в логопедической помощи, для того, чтобы нарушения в речевой деятельности не препятствовали нормальному развитию воспитанников, участию их в праздниках, в театрализованной деятельности и т. д.

Презентация опыта работы с музыкально одаренными детьми.

Свой опыт работы с музыкально одарёнными детьми представляю педагогам других учреждений города, а также, в городской творческой группе по работе с талантливыми дошкольниками. Организую творческие встречи с представителями других образовательных учреждений города: с педагогами и воспитанниками музыкальной школы, школой искусства имени Алябьева, где малыши имеют возможность познакомиться с «живым» звучанием знакомых им инструментов; творческими коллективами Дворца культуры «Сибирь» (детский танцевальный ансамбль «Веселый каблучок», детский фольклорный ансамбль, которые знакомят дошкольников с русскими народными танцами, песнями и играми). В детском саду одаренные дети с радостью принимают участие в различных мероприятиях: концерты, утренники, театральные постановки, фестивали детского творчества, конкурсы, родительские собрания. Выступают с номерами на городских педагогических конференциях, детских городских интеллектуальных играх и городских спартакиадах дошкольников, являются призерами фестивалей детского творчества «Золотые купола», «Утренняя звезда», «Серебряный колокольчик».

Работа с музыкально одаренными детьми: взаимодействие с семьёй.

Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему не только работников детского сада, но и родителей. Предусматривается тесная взаимосвязь с самыми близкими людьми, с семьёй, поскольку чрезвычайно важно продлить эмоциональный настрой воспитанника, полученный на праздниках и дошкольных мероприятиях.

Взаимодействие с семьёй я выстраиваю по следующим направлениям: Информационно-аналитическое направление - осуществляется через беседы, анкетирование, опросы родителей. Качественный и количественный анализ полученных данных и предполагает решение педагогических задач:

  • выявить предпочтения и интересы родителей;
  • уровень их компетентности в вопросах музыкального образования и воспитания дошкольников;
  • семейный опыт, традиции воспитания малышей.

Познавательное направление - реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы, мастер классы. Основной задачей является повышение компетентности родителей в вопросах музыкально-эстетического развития ребёнка.

Наглядно-информационное направление работы с родителями одаренных детей в детском саду реализуется в подборе информации и оформлении уголка родителя, папок-передвижек, стендов, страничек на сайте детского сада. Мамы и папы могут ознакомиться с музыкальным репертуаром, а также узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания дошкольников в условиях семьи, расширить свои знания о народных праздниках, традициях, культуре и быте.

Развлекательное направление - нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности родителей и одаренных детей в детском саду. Используются такие формы взаимодействия, как праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и воспитанников «Папа, мама, я – поющая (танцующая, театральная) семья», «Поиграй со мною папа», «Мама – самый лучший друг», «Бабушкины посиделки» и т.д.

Создание предметно-развивающей среды – работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в изготовлении костюмов, реквизитов, элементов декораций и др. Родители способного к творчеству ребёнка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей ребенка. Для этого на разных мероприятиях я организую, показ видео­информации для родителей о том, как в ДОУ поставлена работа по развитию музыкальных способностей дошкольников. Подготовила консультации на темы «Ваш ребенок одаренный», «Способности ребёнка - в ваших руках», «Музыкально одарённый ребёнок», «Музыкальное воспитание в детском саду и дома». В личных беседах с родителями музыкально одаренных детей в детском саду мотивирую их на помощь, на поощрение стараний и достижений малышей, а также на содействие их дальнейшему образованию. Талантливые дети не просто готовы к вспомогательной работе, они нуждаются в этом, испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. В ходе беседы многим родителям было предложено продолжить развитие вокальных и других музыкальных способностей малышей в одном из городских учреждений дополнительного образования. Некоторые воспитанники подготовительных групп поступили в танцевальные и вокальные коллективы ДК «Сибирь», музыкальную школу искусств.

Таким образом, анализируя эффективность проведённой мною работы с музыкально одаренными детьми в ДОУ, я пришла к выводу, что работа педагога с одаренными детьми — это очень сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от нас личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Список литературы

  1. Одаренный ребенок и особенности работы с ним в процессе образования (из опыта работы) // Педагогический вестник. Выпуск 25 (2003) - 2003. с. 123
  2. Одаренные дети / пер. с анг. / общ. ред. Г. М. Бурменской; В. М. Слуцкого; предисл. В. М. Слуцкого. Прогресс, 1991. – 376 с.
  3. Золотарева, А. В. Модель сопровождения одаренных детей в региональной системе образования Ярославской области / А. В. Золотарева // Образовательная политика. No 1 (51). 2011.
  4. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М., 2000

 

 

 

 

Категория: Мои публикации | Добавил: tanyazavyalova1974 (09.11.2017)
Просмотров: 373 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта