Суббота, 18.05.2024, 23:22
Сайт музыкального руководителя "Веселые нотки"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои публикации [7]
Занятия [11]
Развивающие игры [6]
Хореография [13]
Документы [9]
Консультации [5]
Памятки [7]
Анкеты [6]
Новый год [20]
Осень [18]
Выпуск в школу [3]
Праздник мам [19]
Досуги и развлечения [15]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои публикации

Из опыта работы

Татьяна Николаевна Завьялова

музыкальный руководитель

МАДОУ «Буратино»

г. Когалым

Приобщение детей к истокам детства - играм народов севера на музыкальных занятиях в детском саду.

Аннотация

Статья предназначена для музыкальных руководителей детских садов. Данная статья содержит рекомендации по применению народных игр с музыкальным сопровождением, пением на занятиях, приобщая детей к культуре своего народа.

Ключевые слова

Этническая культура, духовный потенциал, народные игры, народные традиции.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями народного творчества, играми своего народа, родного края, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.[4]

Одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей дошкольного возраста является музыкальное искусство. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыкальное искусство воспитывает у дошкольников эмоциональную чуткость, способность сопереживания, создаёт настроение радости, подъёма.

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные игры ненавязчиво, часто в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народов Севера, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся в практике дошкольных учреждений на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных досугах, мероприятиях. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально - психическое благополучие.

Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры с пением являются традиционным средством педагогики. Народные игры севера отражает образ жизни людей хантов, манси, ненцев, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Присутствие в игре музыки, сопровождающей, её сначала до конца развивает творческое проявление детей в ритмике, в пении, игре на музыкальных инструментах. Играя, ребёнок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец. Происходит ненасильственное, естественное развитие музыкально-сенсорных способностей детей: активизируется слуховое внимание детей, накапливается первоначальная ориентировка в языке музыки. Дети усваивают представления о тембре и динамике, высоте звуков и ритма. Учатся моделировать звуковысотные и ритмические отношения мелодии. [1]

Игры народов Севера в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство и творческую деятельность.[2]

Практический материал

Музыкальная игра «Солнце (хейро)» -В. Ударцев «Волшебный альбом»
Программное содержание:

Учить выполнять приставной шаг по кругу. Согласовывать движения с музыкой. Менять движения в соответствии с музыкальными фразами и куплетной формой музыкального произведения. Учить проявлять выдержку и выполнять правила коллективной игры.

Правила игры:

На музыку вступления дети встают в круг и берутся за руки. В середине круга «спит» солнце (Хейро), у него в руке лента-лучик. На музыку первого куплета дети идут по кругу приставным шагом и поют:

В той стране, где много снега,
Приключилось как- то это.
Потерялось солнце где то,
Не найти его нигде.
Мы его искали без успеха,
И с тех пор уже не слышно смеха
Мы его позвать решили,
И запели песенку ему.

Хейро, Хейро,
Приходи скорее- 2 раза
Хейро, Хейро,
Догони скорее нас.

На музыку второго куплета дети разбегаются, ребенок-солнце их догоняет, пытаясь осалить лентой- лучиком. Кого солнце осалит, тот выбывает из игры.

Остальные дети под музыку отыгрыша собираются в кружок. Игра повторяется. В этой части игры солнце ловит детей на музыку отыгрыша.

Каюр и собаки [5]
Программные задачи:

Различать и выполнять в движении и игре на музыкальном инструменте соотношения длительностей звуков. Согласовывать свои движения с движениями других детей (бег и ходьба тройками). Учить двигаться тройками по прямой, и по кругу, развивать ориентацию в пространстве и чувство ритма.
Оборудование:

Ободки с орнаментами для каюров и маски собак. Чум - большой обруч, маленькие – домики для собак, бубен шамана, дудочка (рожок).
Правила игры:

Ведущий – воспитатель, затем ребёнок-шаман. У него бубен, он задаёт ритм игры. Дети встают тройками возле стены зала или по кругу. Шаман чередует спокойное звучание (четвертными длительности) с быстрым звучанием (восьмыми длительностями). Дети двигаются тройками: в середине каюр, по краям собаки, слушая бубен, то шагом с высоким подниманием колена, то лёгким бегом, стараясь не опережать друг друга, и не отставать.
Если дети двигаются по кругу, то крайние в тройках двигаются большими шагами, а те, кто ближе к центру – маленькими. По сигналу воспитателя (ребенка) исполняемому на духовом инструменте все дети разбегаются каюры в чум (большой обруч), собаки в свои домики (маленькие обручи). Выигрывают те, кто выполнит все условия игры и не перепутает домик.

Олени и пастухи [5]

Программное содержание:

Учить ходить по кругу шагом, высоко поднимая ноги; вырабатывать у детей выдержку, закреплять плясовые движения, передавать хлопками ритмический рисунок мелодии. Продолжать учить стремительному бегу.

Оборудование:

маски оленей, ободки с орнаментом, ленты.
Правила игры:

Дети делятся на две группы пастухи и олени. Оленей на 1 меньше пастухов. У оленей на головах маски-рожки, у пастухов ободки с орнаментом, в руках по ленте-мауту. Пастухи присаживаются во внутреннем кругу (спят). Олени стоят во внешнем взявшись за руки. Под умеренную музыку дети-олени идут шагом с высоким подъёмом ног. Под быструю музыку дети-олени разбегаются, а дети пастухи их догоняют, пытаясь осалить лентой-маутом. Каждый пастух ловит одного оленя, с окончанием музыки – игра останавливается. Пастух – оставшийся без оленя пляшет, остальные хлопают в ладошки. Игра повторяется.

Олени и пастухи - второй вариант О. Полякова «Буратино», «Каравай
 

Программное содержание:

Менять движения в соответствии с музыкальными фразами и куплетной формой музыкального произведения. Передавать движением характер песни. Начинать движение сразу после вступления, согласовывать их с музыкой.

Правила игры:

На музыку вступления дети-олени встают в круг, берутся за руки. Пастухи стоят во внутреннем круге. В руках у пастухов ленты - мауты.
На музыку первого куплета дети - олени идут по кругу простым хороводным шагом, пастухи выполняют круговые вращательные движения руками с лентами. Все поют:

Кто бегом спешит туда, где в дали снега искрятся?
Кто покажет нам всегда, как до чума нам добраться?
У него в душе всегда искры солнышка и света!
В тундре он живет всегда, так скажите, кто же это?
На музыку
припева дети останавливаются и поют, ритмично хлопая в ладоши:
Оле-оле-олененок, приходи же в гости к нам!
Оле-оле-олененок, подари свой праздник нам!
Колокольчиком веселым, пусть звенит твой быстрый бег
Оле-оле-олененок, радость даришь ты для всех!

На первую часть отыгрыша дети-олени убегают, а пастухи их пытаются осалить. На вторую часть отыгрыша дети встают на исходные места. Дети, которых осалили, выходят из игры.

На музыку второго куплета и припева движения повторяются:

У него на шее ключик от сердец детей и взрослых.
Он улыбки зажигает, как посланец солнца- лучик!
Вы его всегда найдете на просторах тундры белой.
Он веселый и забавный, так скажите, кто же это?
На музыку отыгрыша движения повторяются.

Куропатки и охотники [6]
Программное содержание:

Различать регистровые изменения и соответственно двигаться, продолжать учить лёгкому и стремительному бегу.

Оборудование:

стульчики (кусты), обручи. Слышать начало и окончание звучания музыки.

Правила игры:

Все играющие куропатки, трое - охотники. Куропатки, легко врассыпную взмахивая руками под музыку в верхнем регистре. Охотники прячутся за кустами (стульчиками). Музыка звучит в среднем регистре. Все куропатки бегут стремительным бегом в свои домики (обручи), охотники их догоняют.

Льдинки, ветер и мороз [5]
Программное содержание:

Двигаться в соответствии с различным характером музыки: весёлыми и лёгкими; бодрым, энергичным. Учить строить круг из положения в рассыпную. Продолжать учить двигаться лёгким бегом, поскакали, бодрым шагом, слышать начало и окончание музыки.

Правила игры:

Играющие встают парами, лицом друг к другу, хлопают в ладоши и поют.
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят.
Дзинь; дзинь…

Хлопки выполняют на каждое слово: сначала в свои, затем в ладоши с товарищем в умеренном темпе. С изменением музыки на весёлую, быструю, дети разбегаются врассыпную лёгким белом; с изменением музыки на бодрую, энергичную шагом марша собраться в большой круг-льдину. Лёгким бег можно заменить поскоками.

Ручейки и озёра [4]
Программное содержание:

Передавать в игре на инструменте и в движении различные ритмические рисунки. Учить двигаться змейкой в колонне по одному, строить круг. Двигаться в соответствии с различным характером музыки: Лёгким изящным бодрым, энергичным. Слышать начало и окончание музыки.
Оборудование:

колотушка, бубен или фортепиано.
Правила игры:

Выбирается ведущий с музыкальным инструментом. Игроки становятся в 2-3 колонны с одинаковым количеством играющих в разных частях дома – эта ручейки. Под лёгкую изящную музыку (или быстрое звучание восьмыми длительностями бубна или колотушки) ручейки змейками легко бегут в разных направлениях. При смене музыки на бодрую и чёткую (звучание четвертными длительностями на бубне или колотушки), дети идут бодрым шагом, образуя озёра (круги) по числу ручейков. Бегать, не выходя из колонны, друг за другом. Строиться круг только с изменением музыки.

Рыбаки и рыбки [6]
Программное содержание:

Слышать начало и окончание музыки. Проявлять выдержку, волю, соблюдать правила игры. Выразительно передавать в движении характер музыки: легко и ритмично бегать, звенеть колокольчиком, бубном.

Оборудование:

шнур (скакалка) бубен или колокольчик.
Правила игры:

На полу лежит шнур (скакалка) в форме круга – это сеть. В центре круга рыбак, остальные дети рыбки. Рыбак звенит колокольчиком или бубном. Дети рыбки легко бегут по залу врассыпную и обязательно забегают в круг. Ребёнок рыбак ждёт, когда рыбка забегут в круг и останавливает игру на инструменте; рыбки в ругу замирают и считаются пойманными. Выигрывает тот рыбак, который наловил больше рыбы.
На новое стойбище [5]
Программное содержание:

Учит детей находить свою пару, место в кругу и строить круг парами друг за другом. Закреплять лёгкие ритмичные поскоки, лёгкий бег. Перестраиваться из круга, врассыпную и обратно.

Правила игры:

Играющие становятся парами. В паре один олень, другой каюр. Упряжки стоят одна за другой. Под танцевальную музыку упряжки двигаются шагом или поскоками по кругу, соблюдая расстояние. С окончанием музыки останавливаются. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную под лёгкою быструю музыку, лёгким бегом. Музыка изменяется на чёткую, маршевую, Шагом марша все «упряжки» должны построиться в прежние последовательности.
Бубен шамана В. Ударцев «Парус» «Волшебный альбом»
Программные задачи:

Учить ритмично играть в бубен. Согласовывать движения с музыкой. Менять движения в соответствии с музыкальными фразами и куплетной формой музыкального произведения. Учить проявлять выдержку и выполнять правила коллективной игры.

Правила игры:

Белый шаман стоит в середине круга, в руках у него бубен. Дети стоят в кругу. На вступление дети выполняют легкие прыжки на месте. На музыку первого куплета дети идут по кругу и поют, шаман играет на бубне:

Дождь прошел и вдруг мороз ударил.
Все вокруг покрыл хрустальным льдом.
Словно в
царство белого шамана,
Превратился город за окном.

Дети останавливаются и поворачиваются лицом в круг, хлопают в ладоши и поют:
Звенит бубен белого шамана,
И зовет нас вместе поиграть.
И кому, кому, он даст свой бубен,
Будет в бубен весело играть.

Шаман отдает ребенку бубен. Ребенок, стоя на месте ритмично стучит в бубен, остальные дети хлопают в ладоши и поют:

Раз, два, три - 2 раза.
Нашу песню, нашу песню повтори.
На музыку второго куплета движения повторяются.
На музыку отыгрыша дети выполняют прыжки.

На повторение слов: «Раз, два, три» шаман дает бубен следующему ребенку, потом другому. На последний отыгрыш дети весело и легко прыгают на двух ногах.
Водопой П. Ермолаев «В небе облака» «Чудо-юдо»

Программные задачи:

Учить выполнять различные виды шага. Стимулировать к образному выполнению движений, характерных для персонажей игры. Согласовывать движения с музыкой. Менять движения в соответствии с музыкальными фразами и куплетной формой музыкального произведения.

Правила игры:

Дети встают в круг и берутся за руки. С началом музыки первого куплета идут по кругу и поют:

Как-то летней, летнею порой, звери шли, шли на водопой.
Шли - 6 раз и детей с собой вели.
Жарким днем, лесной тропой, звери шли, шли на водопой.
За мамой оленихой топал…олененок.
За мамой лисицей крался…лисенок.

На первую часть отыгрыша дети идут топающим шагом, на вторую часть - крадущимся шагом.
Как-то летней, летнею порой, звери шли, шли на водопой.
Шли-6 раз и детей с собой вели.
Жарким днем, лесной тропой, звери шли, шли на водопой
За мамой ежихой катился…ежонок,
За мамой медведицей шел…медвежонок.
На 1 часть отыгрыша дети идут мелким шагом, на 2 часть на внешней стороне стопы.
Как-то летней, летнею порой, звери шли, шли на водопой.
Шли - 6 раз и детей с собой вели.
Жарким днем, лесной тропой, звери шли, шли на водопой,
За мамою белкой скакали…бельчата,
За мамой зайчихой прыгали…зайчата.

На 1 часть отыгрыша дети двигаются поскоками, на 2 часть - прыжки с продвижением вперед.

У оленя дом большой» музыка народная
Программные задачи:

Развивать кисти рук. Согласовывать движения с музыкой, менять движения со сменой слов в песне, закрепить выполнение легких прыжков и кружение парами на поскоке.

Правила игры:

Дети стоят свободно и поют:

У оленя дом большой (рожки над головой)
Он глядит в свое окно (прямые ладони перед лицом).

Зайка по полю бежит (движение кистями рук)
И ушами шевелит (движения кистями рук над головой)
Тук, тук дверь открой (стучат кулачком)
Там в лесу охотник злой (грозят пальчиком)
Зайка, зайка забегай (зовущие движения кистей рук)
Лапу мне давай (дают руки друг другу)
На музыку отыгрыша выполняют легкие прыжки.

Литература
1. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. Просвещение. - 1994.
2. Бекина, С. И. Музыка движение. Просвещение. – 1983.
3. Канеман, А. В. Детские подвижные игры народов СССР. Просвещение. – 1988.

4. О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа, «Детство – пресс»,2000г.

5.Русские народные праздники М. Ю. Картушина

6. Фольклорные праздники С. И. Мерзлякова Е. Ю. Комалькова (Москва, 2001)

Категория: Мои публикации | Добавил: tanyazavyalova1974 (09.11.2017)
Просмотров: 670 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта